Как относиться к доносам в офисе? Тук, тук, тук, я твой «друг»…

Стукач в компании. Нужен ли он? Я с таким вопросом обратилась к нескольким своим клиентам – руководителям среднего и крупного бизнеса. В 90% случаях получила однозначный ответ: «Конечно, нужен! Я должен знать, что творится в компании. Мне нужна обратная связь!

»

Нужны ли такие сотрудники – решать, конечно, руководителю. На мой взгляд, есть в этом явлении что-то низкое, предательское. Есть много других способов почувствовать атмосферу в коллективе, понять отношение каждого сотрудника к нововведению и исполнению распоряжений шефа.

Когда-то по заданию своего клиента разрабатывала правила внутреннего распорядка, гдё чётко прописала схему – когда, о чём и как сотрудники должны докладывать руководству. Это касалось не рутинной работы и должностных обязанностей, так формировалась корпоративная культура, пресекались сплетни и слухи. Ведь известно, что каждый стукач передаёт сведения субъективно, со своей оценкой происходящего. Придаёт нужную окраску и использует этот инструмент как средство сведения счётов с неприятными ему коллегами. К тому же обычно такие люди – прекрасные психологи, серые кардиналы, они умело манипулируют руководителем, нажимая на его «красные кнопки».

В компаниях, действительно заботящихся о здоровом микроклимате в коллективе, часто прибегают к помощи социологии. Социометрия – самая распространенная и очень широко применяемая во всём мире прогрессивная методика. Она даёт возможность увидеть скрытую информацию о межличностных конфликтах в коллективе, проводится быстро, на выходе – качественный материал.

Мне повезло работать с грамотными эйчерами, профессиональными кадровиками. У всех было специальное базовое образование плюс образование психолога-практика. Они беседовали с каждым увольняющимся. Человеку нечего терять – он выливает всю свою боль, все свои выводы и выдает очень нужную информацию и о компании, и о ее методах руководства, и о коллективе в целом. Главное – убрать эмоции и отделить зерна от плевел.

Интересный факт – в 2002 году журнал «Time», подводя итоги акции «Человек года», выбрал вместо одного сразу трёх кандидатов. Все трое были своего рода «доносчиками». Вице-президент компании Enron Шэрон Уоткинс (Sherron Watkins). Она стала инициатором разоблачения финансовых махинаций в своей компании. Об этом много и подробно писали в своё время. Шэрон предложили огромный гонорар за книгу об истории банкротства компании.

Второй номинант-2002, по мнению журнала Time, – сотрудница ФБР Колин Роули. Она в свое время подала многостраничный отчет о своем руководстве в штате Миннеаполис (США), где обвинила своих боссов в том, что они отказались расследовать деятельность террориста, принимавшего участие в терактах 11 сентября.

И третья «санитарка» фирмы – 38-летняя Синтия Купер, внутренний аудитор компании WorldCom. Она поведала о недостаче в своей фирме, придав огласке финансовые дела крупнейшей телекоммуникационной компании США. Через месяц после ее доклада компания объявила себя банкротом.

Позже в своих интервью все трое номинанток с горечью рассказывали о том, что потеряли связь со своими коллегами, стали изгоями.

Нужно сказать, что доносчиков в США поощряют и морально, и материально. Это закреплено законом страны.

В России отношение к таким людям всегда было неоднозначным. Роль информатора – несчастный удел. Попадают в этот капкан по-разному. Кто-то делает это с удовольствием и по внутреннему призванию. Кто-то таким образом болеет за общее дело и так давно в компании, что считает своим долгом обо всех нарушениях и недоработках тут же донести своему начальству. И зачастую делает это открыто. А кто-то назначается быть информатором – за провинность или оказанную шефом услугу. Для него это тяжелое бремя, однако нужно отдавать долги…

Какова бы ни была природа этого явления, каков бы ни был психологический мотив доносчика, суть дела не это меняет. Строить отношения в коллективе всегда непросто. И всё зависит от системы ценностей каждой компании.

А вы знаете своих «наушников»?

Обзор рынка
01.12.2016
По мере того как развивается частный бизнес и рыночные отношения, постоянно растет спрос на услуги по изготовлению штампов и печатей. Неотъемлемыми атрибутами коммерческих и государственных организаций являются печати и штампы. Как известно, без них ни один документ не имеет юридической силы.
11.11.2016
Выбирая шины, необходимо учесть, в какой климатической зоне вам приходится ездить, для каких целей и как часто используете автомобиль, сколько готовы в него вложить. Самый надежный вариант — шипованная резина, которая решает множество проблем, связанных с передвижением по зимним дорогам, особенно если приходится ездить по голому льду или накатанному снегу. В городе, где заботятся о состоянии дорог, в шипованной резине особой необходимости нет, тем более что это самый шумный тип резины.
27.10.2016
Практика показывает, что лидерские позиции на рынке товаров и услуг занимают исключительно профильные компании. К их числу принадлежит ГК Мастер М, которая специализируется на производстве профильных карнизов и рулонных штор. Среди особенностей компании следует выделить следующие:
27.10.2016
Дизайн квартиры, жилого помещения полностью основывается на проведении отделочных работ. Наиболее популярные тенденции в области декорирования потолков это использование натяжных версий. Это позволяет создавать самые разнообразные аспекты оформления, которые будут вас радовать на протяжении длительного периода времени. На официальной странице http://tver.xtens.ru представлено достаточно большое количество товаров, которые используются для установки натяжных потолков. Компания работает по городу Тверь и Тверской области и отлично себя зарекомендовала.
11.10.2016
Рюкзак – самая удобная сумка и замечательный элемент стиля. Если вы из тех, кто со школьных времен это приметил, то вам крупно повезло. Потому что рюкзаки не слезают с гребня моды уже который сезон. Их популярность объясняется универсальностью, практичностью и огромным разнообразием дизайна. Выбираем рюкзак на любой случай